Реализация национальных интересов и укрепление позитивного имиджа белорусского государства на международной арене
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на прошедшем 11 июля 2017 г. совещании по приоритетам внешней политики Беларуси особо отметил: "Нам надо активнее продвигать и защищать свои национальные интересы. И не ради каких-то амбиций, а ради того, чтобы укрепить наше суверенное и независимое государство". При этом А.Г.Лукашенко подчеркнул, что "эффективное взаимодействие Беларуси с внешним миром – поле деятельности не только Министерства иностранных дел. Это задача всех: Президента, Парламента, Правительства, министерств и ведомств, местной исполнительной власти, хозяйствующих субъектов. Причем по всем направлениям: политическому, экономическому, гуманитарному, в сферах безопасности, культуры, образования, спорта".
После обретения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену не только в качестве нового суверенного государства, возникшего в результате распада СССР, но и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.
Руководствуясь провозглашенным Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко курсом на многовекторность внешней политики, наша страна придерживается единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами как на Востоке, так и на Западе. Беларусь выстраивает международный диалог на основе принципов добрососедства, миролюбия, равенства и взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела других государств.
Наша страна представлена во всех важнейших регионах планеты. Сеть загранучреждений Республики Беларусь создана в 57 государствах (а с учетом аккредитации послов по совместительству – в 109).
В Беларуси осуществляют свою деятельность 48 посольств, 4 отделения посольств, 3 торгпредства, 39 консульских учреждений иностранных государств, 18 представительств международных организаций. По совместительству из Москвы, Вильнюса, Варшавы и Киева аккредитовано 91 зарубежное диппредставительство.
Белорусское государство является участником порядка 4 тыс. международных договоров, соглашений, меморандумов и заявлений.
Основным стратегическим союзником Республики Беларусь была и остается Российская Федерация. Институциональная основа белорусско-российского взаимодействия – Союзное государство. В его рамках Беларусь и Россия эффективно развивают торгово-экономическое, инвестиционное и инновационное сотрудничество, разноплановые кооперационные и гуманитарные связи.
Справочно.
За 2018 год объем взаимного товарооборота Беларуси с Россией составил $35,6 млрд., увеличившись к уровню 2017 года на 9,4%. Экспорт Беларуси в Россию достиг $12,9 млрд. В прошлом году на долю России пришлось 49,3% стоимостного объема внешней торговли Беларуси товарами, 38,4% – экспорта, 58,9% – импорта. В 2018 году на долю России приходилось $4,2 млрд., или 38,3% от общего объема привлеченных за этот период в реальный сектор экономики Беларуси иностранных инвестиций ($10,8 млрд.).
Взаимодействие в различных сферах могло бы быть еще более эффективным в случае обеспечения равных условий хозяйствования, доступа к рынкам товаров и услуг, решения проблемных вопросов в нефтегазовой сфере, снятия проблем в области поставок сельхозпродукции, урегулирования режима пересечения белорусско-российской границы гражданами третьих стран.
Беларусь является активным участником Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) с момента начала его функционирования 1 января 2015 г. Приняты Таможенный кодекс ЕАЭС, основные направления промышленного сотрудничества, программа создания общего рынка услуг в различных секторах, включая транспорт. Начал функционировать единый рынок лекарств и медицинских изделий. Наша страна прилагает значительные усилия для скорейшего выхода на обеспечение в ЕАЭС свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без изъятий и ограничений, а также реализации согласованной политики в ключевых секторах экономики. На это будут нацелены в том числе приоритеты председательства Беларуси в органах ЕАЭС в 2020 году.