ГлавнаяНовостиНовости30.05.2023 года состоялась встреча коллектива ОАО «Белсвязьстрой» со старшим помощником прокурора Партизанского района г. Минска Зубко Романом Александровичем

30.05.2023 года состоялась встреча коллектива ОАО «Белсвязьстрой» со старшим помощником прокурора Партизанского района г. Минска Зубко Романом Александровичем

30.05.2023 года состоялась встреча коллектива ОАО «Белсвязьстрой» со старшим помощником прокурора Партизанского района г. Минска Зубко Романом Александровичем с целью информирования о состоянии работы по борьбе с коррупцией, актуальных вопросах ее профилактики и правоприменительной практики.

 

В Беларуси созданы и на практике реализованы механизмы государственной антикоррупционной политики, доказавшие свою эффективность.

 

Негативное влияние коррупции на социально-экономические процессы 

 

В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.

Основные негативные экономические последствия от коррупции заключаются в следующем: 

расширяется теневая экономика (а на ее основе криминальный бизнес), что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;

 

нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку «конкурентоспособным» становится тот, кто получил преимущества незаконно; 

 

неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;

 

в случае нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств замедляется появление эффективных частных производств и собственников; 

 

повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счет коррупционных «накладных расходов», растет инфляция;

 

ухудшается инвестиционный климат. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений.

 

Законодательство Республики Беларусь о борьбе с коррупцией

 

В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.

Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения. 

Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры. 

На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).

В Законе о борьбе с коррупцией:

установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц; 

регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов; 

содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) и иными актами законодательства.

Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь состоит также из иных нормативных правовых актов, направленных на пресечение, профилактику, предупреждение коррупции и борьбу с ней.

 

Справочно:

В их числе:

• Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 330 

«О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью»;

• Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644 

«Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;

• Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»;

• Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5

«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;

• Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»; 

• Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 

«О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;

• Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе»; 

• Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»;

• Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;

• Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;

• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;

• постановление Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 05.04.2007 № 18/95/12 

«Об информационном взаимодействии по вопросам формирования, ведения и использования единых банков данных о состоянии борьбы с коррупцией»;

• другие правовые акты.

В Беларуси продолжается совершенствование актов законодательства, которые регулируют общественные отношения, наиболее подверженные коррупции. 

Существенной корректировке подвергнут порядок осуществления административных процедур и государственных закупок, лицензирования, предоставления земельных участков.

Субъекты противодействия коррупции

В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций.

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. 

Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

В борьбе с коррупцией участвуют Следственный комитет Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.

 

В республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов созданы комиссии по противодействию коррупции. В заседаниях комиссий, как правило, участвуют представители прокуратуры, органов внутренних дел, средств массовой информации. 

Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.

Через специальную форму, предусмотренную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции (в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.

Ответственность за совершение коррупционных деяний

В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Совместным постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и 

Следственного комитета Республики Беларусь в декабре 2013 г. утвержден действующий перечень коррупционных преступлений:

• хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);

• легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных пре¬ступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2 и 3 статьи 235 УК);

• злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 424 УК);

• бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 425 УК);

• превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 

статьи 426 УК);

• незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);

• получение взятки (статья 430 УК);

• дача взятки (статья 431 УК);

• посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);

• злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455 УК).

УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Поделиться:
Меню
Обратный звонок

Информационнае сообщение в Попапе

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book. It has survived not only five centuries, but also the leap into electronic typesetting, remaining essentially unchanged. It was popularised in the 1960s with the release of Letraset sheets containing Lorem Ipsum passages, and more recently with desktop publishing software like Aldus PageMaker including versions of Lorem Ipsum.