ГлавнаяНовостиОАО "Белсвязьстрой"Информация по проекту Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании»

Информация по проекту Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании»

В соответствии со статьей 144 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция) закон, определяющий компетенцию, порядок формирования и деятельности Всебелорусского народного собрания, подлежит принятию в течение года со дня вступления в силу изменений
и дополнений Конституции (до 15 марта 2023 г.).

Цель подготовки проекта Закона — законодательная регламентация конституционных положений, направленных на расширение участия граждан в управлении делами общества и государства.

Предметом правового регулирования проекта Закона является комплексное определение порядка формирования Всебелорусского народного собрания и реализации им своих полномочий, принципов и организационных основ деятельности Всебелорусского народного собрания, механизмов рассмотрения Всебелорусским народным собранием вопросов, отнесенных к его компетенции Конституцией.

1. С учетом норм главы 31 раздела IV Конституции в проекте Закона предлагается закрепить, что состав Всебелорусского народного собрания формируется из делегатов Всебелорусского народного собрания, предельная численность которых составляет 1200 человек.

Предусматривается, что одну часть Всебелорусского народного собрания будут составлять делегаты «по должности» (всего 440 человек). Это:

Президент Республики Беларусь;

Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение
своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;

представители законодательной власти — депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

представители исполнительной власти — Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Правительства; председатели областных (Минского городского) исполнительных комитетов; председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;

представители судебной власти — председатели и судьи Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь.

Следующую часть делегатов Всебелорусского народного собрания
составят представители
местных Советов депутатов:

депутаты Минского городского Совета депутатов;

представители местных Советов депутатов от каждой области, избираемые областными Советами депутатов из числа депутатов местных Советов депутатов областного, базового и первичного территориальных уровней.

Предельная численность делегатов от местных Советов
депутатов — 350 человек.
При этом нормы представительства от каждой области определит Центральная избирательная комиссия исходя из численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области. К делегатам от города Минска предлагается отнести всех депутатов Минского городского Совета депутатов, что обусловлено необходимостью обеспечения оптимального и паритетного с областями представительства.

Еще одна часть делегатов Всебелорусского народного собрания, предельная численность которой составляет 400 человек,
это представители гражданского общества. Они будут избираться высшими органами субъектов гражданского общества из числа своих членов с обеспечением представительства от каждой области и города Минска. При этом право выдвижения кандитатов в делегаты будут иметь организационные структуры субъектов гражданского общества.

При определении порядка формирования состава Всебелорусского народного собрания учитывалось, что согласно проекту Закона Республики Беларусь «Об основах гражданского общества» правом избрания делегатов будут обладать те субъекты гражданского общества, которые имеют областные, Минскую городскую организационные структуры, а также являются республиканскими общественными объединениями с численностью не менее 100 тыс. граждан либо объединяют не менее половины зарегистрированных в Республике Беларусь профессиональных союзов (т.е. объединения профсоюзов). Таким образом, в составе Всебелорусского народного собрания будут представлены интересы самых многочисленных объединений граждан.

При этом предлагается предусмотреть, что от каждого субъекта гражданского общества избирается равное количество делегатов, которое определит Центральная избирательная комиссия исходя из количества субъектов гражданского общества, желающих участвовать в выборах делегатов, и предельной численности делегатов от гражданского общества.

2. В проекте Закона определяются правовой статус делегата Всебелорусского народного собрания, его права и обязанности, основания прекращения его полномочий, том числе досрочного.

Закрепляется, что делегатами Всебелорусского народного собрания могут быть только граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом. При этом устанавливается запрет на выдвижение кандидатами в делегаты граждан, имеющих гражданство другого государства или документы иностранных государств, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.

Предусматривается, что делегат Всебелорусского народного собрания обязан участвовать в заседаниях Всебелорусского народного собрания и в работе его органов, членом которых он является. Неисполнение делегатом указанной обязанности без уважительных причин является основанием для лишения установленных законом гарантий.

В случае досрочного (не менее чем за год до истечения срока полномочий Всебелорусского народного собрания) прекращения полномочий представителя от местного Совета депутатов, от гражданского общества предусматривается возможность выборов нового делегата Всебелорусского народного собрания от этих же субъектов.

3. Проектом Закона предлагается установить, что структуру Всебелорусского народного собрания будут составлять Председатель, его заместители, Президиум.

Предусматривается, что Председатель Всебелорусского народного собрания, его заместители избираются Всебелорусским народным собранием из состава делегатов Всебелорусского народного собрания тайным голосованием на срок полномочий Всебелорусского народного собрания.

Закрепляется, что в Президиум Всебелорусского народного
собрания входят по должности Председатель Всебелорусского народного собрания и его заместители. Иные члены Президиума также избираются тайным голосованием из состава делегатов Всебелорусского народного собрания. Предельная численность Президиума
— 15 человек.

Устанавливается, что Председатель Всебелорусского народного собрания, его заместители осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Иные делегаты будут принимать участие в работе Всебелорусского народного собрания без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.

4. Особый статус Всебелорусского народного собрания определяется, в первую очередь, масштабностью его конституционных полномочий.

Основные полномочия уже закреплены в Основном Законе
(статьи
893 и 99). В проекте Закона детально регламентируется порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Всебелорусского народного собрания, в том числе таких специфических, как:

о легитимности выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

о смещении с должности Президента Республики Беларусь
в случае систематического или грубого нарушения им Конституции Республики Беларусь либо совершения государственной измены
или иного тяжкого преступления;

об избрании судей Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь, членов Центральной избирательной комиссии, освобождении их от должности;

о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения в случае бездействия Президента Республики Беларусь по этим вопросам;

о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности
по поддержанию международного мира и безопасности;

о внесении Президенту Республики Беларусь предложения о проведении республиканского референдума.

С учетом того, что Конституцией предусмотрен открытый
п
еречень полномочий Всебелорусского народного собрания, в проекте Закона предлагается дополнительно закрепить, что Всебелорусское народное собрание обладает правом законодательной инициативы, утверждает список народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь. Кроме того, предлагается установить, что Всебелорусское народное собрание будет вправе отменять постановления Президиума Всебелорусского народного собрания.

Проектом Закона также закрепляется, что Всебелорусское народное собрание собирается не реже одного раза в год, а его решения будут приниматься большинством голосов открытым или тайным голосованием, а также будут являться обязательными для исполнения. Предусматривается, что решения Всебелорусского народного собрания подлежат немедленному официальному опубликованию; решения нормативного характера вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, иные решения — со дня их принятия, если в этих решениях не установлен иной срок вступления их в силу.

Также предлагается закрепить, что вопросы внутренних процедур деятельности Всебелорусского народного собрания будут определяться его регламентом.

5. В проекте Закона четко определена компетенция Президиума Всебелорусского народного собрания, который будет проводить свои заседания не реже одного раза в шесть месяцев и выполнять достаточно серьезные функции. В частности:

инициировать рассмотрение Всебелорусским народным собранием вопроса о легитимности выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь по вопросу дачи заключений о толковании Конституции и других нормативных правовых актов, о конституционности выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции.

Кроме того, Президиум будет решать вопросы обеспечения функционирования высших судебных органов:

предварительно согласовывать кандидатуры председателей и судей Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь;

давать предварительное согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судей высших судебных инстанций, приостанавливать и возобновлять их полномочия;

формировать Президиум Верховного Суда Республики Беларусь.

Предлагается закрепить, что заседания Президиума Всебелорусского народного собрания созываются, как правило, Председателем Всебелорусского народного собрания. Заседание Президиума Всебелорусского народного собрания считается правомочным при условии, что в нем участвует не менее двух третей от полного состава Президиума.

Предусматривается, что Президиум Всебелорусского народного собрания для реализации возложенных на него конституционных функций принимает постановления. Постановления Президиума могут быть отменены Президиумом и Всебелорусским народным собранием.

6. Предлагается закрепить, что рабочим органом Всебелорусского народного собрания является Секретариат, который будет действовать
на постоянной основе.

Проект Закона в настоящее время вынесен на публичное общественное обсуждение в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси» (http://forumpravo.by) — там размещен текст законопроекта. Организатор общественного обсуждения — Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Замечания и предложения по проекту Закона можно высказать
в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 24 октября
по 2 ноября 2022 г.

Поделиться:
Меню
Обратный звонок

Информационнае сообщение в Попапе

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book. It has survived not only five centuries, but also the leap into electronic typesetting, remaining essentially unchanged. It was popularised in the 1960s with the release of Letraset sheets containing Lorem Ipsum passages, and more recently with desktop publishing software like Aldus PageMaker including versions of Lorem Ipsum.